Как правильно написать рецензию


Письмовник

  • Рецензия – это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации). План рецензии включает в себя:

    1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);

    2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи;

    3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;

    4) общая оценка работы рецензентом;

    5) недостатки, недочеты работы;

    6) выводы рецензента.

  • Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени. 

  • Типовой план для написания рецензии и отзывов

    Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...).

    Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена... Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).

    Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является... В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).

    Краткое содержание работы.

    Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Суммируя результаты отдельных глав... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты... Работа, бесспорно, открывает...).

    Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том... К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями), Существенным недостатком работы является... Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора... Упомянутые недостатки связаны не столько с... сколько с...).

  • new.gramota.ru

    Что такое рецензии и каковы правила их составления?

    Что такое рецензии? Это жанр в журналистике, который включает в себя разбор литературного (художественного, кинематографического, театрального) произведения в письменном виде, содержит отзыв и критическую оценку рецензента. В задачу автора рецензии входит объективное описание достоинств и недостатков разбираемой работы, её стиля, мастерства литератора или режиссёра в изображении героев. Для обоснования своей точки зрения приводятся цитаты. Характеризуется небольшим объёмом и лаконичностью.

    Характеристика рецензии

    Чтобы понять, что такое рецензия и как её писать, нужно узнать о главных характеристиках этого жанра:

    1. Рецензия должна содержать в себе глубокий анализ произведения и его оценку.
    2. В зависимости от цели написания, могут быть использованы различные стили: публицистический, научно-популярный или научный.
    3. Типом речи является рассуждение.
    4. Рецензия пишется по определённому плану в сдержанном тоне, в отличие от отзыва, которой можно составлять в свободной форме.

    Существует несколько основных принципов рецензирования:

    1. Для этого жанра характерен глубокий анализ текста, аргументация со ссылкой на содержание произведения, краткие выводы о его основной идее.
    2. Качество проводимого анализа зависит от уровня и способностей рецензента.
    3. Рецензент должен выражать свои мысли рационально и логично, без использования эмоционально окрашенных реплик.
    4. Преимуществами автора рецензии являются: эрудиция, высокий уровень подготовки, языковая культура, аналитическое мышление.

    План написания рецензии

    Как должна выглядеть рецензия? Образец написания или план работы должен содержать в себе:

    1. Обязательное вступление с данными рецензируемого произведения: кто создатель, какой проблеме оно посвящено, почему эта тема актуальна. Важно правильно определить цель и задачи, которые ставит перед собой автор.
    2. В основной части затрагиваются вопросы о том, что находится в центре внимания работы, на чём делается акцент. Рецензент даёт оценку содержанию и форме художественного текста.
    3. Далее следует перейти к описанию недостатков произведения, раскрыть недоработки его автора.
    4. В заключении даётся обобщённый анализ работы, делаются основные выводы.

    Что такое рецензия на книгу?

    Пытаясь найти ответ на вопрос о том, чем рецензия на книгу отличается от других видов, нужно определить основную цель написания подобных работ. Для литературного произведения очень важна критика и объективная оценка, особенно для новинок, о которых ещё ничего не известно рядовому читателю. Именно рецензии позволяют оценить книгу перед покупкой. Они могут быть внутрииздательскими (написанными для редактора) или внешними (появившиеся после издания). Не нужно путать эти работы с отзывами, где присутствует только личное отношение к произведению.

    Существует несколько типичных ошибок в написании книжной рецензии:

    1. Подмена анализа сюжета его кратким пересказом.
    2. Отсутствие аргументации и цитат при оценке работы.
    3. Перегрузка второстепенными деталями в ущерб основному содержанию.
    4. Акцентирование внимания на идейных особенностях, а не эстетике текста.

    При оценке художественного произведения нужно обращать внимание также на убедительность и новизну проблематики текста. Важно, чтобы в работе выделялось место для обсуждения человеческой ценности и принципов построения общества.

    Что такое рецензия на фильм?

    Чтобы написать рецензию на кинематографическое произведение, его пересматривают минимум дважды. После первого просмотра на бумаге фиксируются впечатления от сценария, актёрской игры и спецэффектов. Лучше приступать к работе сразу же, со свежими ощущениями. Затем нужно поискать информацию о режиссёре, исполнителях главных ролей, их основных достижениях и наградах.

    Если не идёт речь о премьере, можно обратиться к другим рецензиям, сравнить их между собой. Это позволит написать интересный и оригинальный текст, не повторяя то, что уже сказано. Второй просмотр нужен, чтобы упорядочить свои ощущения и дать объективную оценку кинематографическому произведению. Отдельно стоит упомянуть музыкальное сопровождение фильма и поделиться информацией об авторах саундтрека.

    План рецензии на фильм

    Чтобы понять, что такое рецензии на кинематографические произведения и как их лучше всего писать, нужно заранее составлять план со следующими пунктами:

    1. Краткое содержание кинокартины.
    2. Впечатления рецензента от просмотра.
    3. Оценка актёрского мастерства, проработки персонажей, режиссёрской и операторской работы.
    4. Рекомендации, позволяющие читателям понять, стоит ли смотреть этот фильм.

    Еще несколько пояснений, что такое рецензии и какие задачи они должны выполнять: автору нужно описать плюсы и минусы картины, указать на символизм тех или иных эпизодов, которые рядовому зрителю трудно понять самостоятельно. Отдельно можно написать о пейзажах и интерьерах, на фоне которых происходят события, о работе костюмера и точности в передаче деталей, особенно если кино историческое.

    Перед тем как опубликовать свою работу, её желательно 1-2 раза перечитать вслух, с перерывами в 20-30 минут, что даст возможность избежать многих ошибок и поправить стилистику текста. Эти небольшие рекомендации помогут будущим авторам в понимании того, что такое рецензии, и позволят сделать запоминающийся и полезный анализ литературного или кинематографического произведения.

    fb.ru

    Как написать рецензию: основные правила

    В первую очередь именно заголовок должен заинтересовать читателя. Придумайте интересный заголовок, если у вас нет фантазии, вы можете перефразировать самую яркую цитату из фильма или что-то в этом роде. Будет очень хорошо, если в заголовке вы поместите всю суть фильма в двух словах.

    После интересного заголовка должен последовать еще более интересный текст, чтобы читатель после прочтения первых двух предложений не увел глаза от вашего «шедевра». 4-5 предложений будет вполне достаточно для введения, в них вы должны поместить несколько общих фраз о фильме, так как бы вы сделали это, советуя его знакомым.

    Сюжет должен быть описан максимально кратко, при этом, не раскрывая читателям основных моментов и поворотов, которые происходят в фильме. Никогда не пишите о концовке, так как вас потом будут проклинать все ваши читатели. Но если фильм плохой, вы можете немножко приоткрыть занавес, чтобы читатель не тратил своего времени на просмотр никому не нужного фильма.

    В этой части опишите профессиональность работы команды, которая снимала фильм. Отметьте актерское мастерство, операторов, режиссеров. Выделите сильные и слабые моменты в фильме.

    • Ваше впечатление от просмотра.

    Ваше личное мнение о фильме должно совпадать с вышеописанным текстом. Быть максимально объективным и адекватным.

    В заключение подведите краткий итог написанного. Дайте оценку фильму и выделите аудиторию, которой он больше всего понравится.

    evrikak.ru

    Как писать рецензию?

    Примерный план рецензии (порядок пунктов произвольный)

    1. Библиографическое описание произведения:

    а) для книги – автор, название, место, год издания, издательство (если играют роль);

    б) для фильма, спектакля – название, режиссер-постановщик, театр (что вы о нем знаете), в каком году был поставлен спектакль, фильм.

    2. Кратко об авторе, режиссере.

    3. Сюжет произведения, наиболее яркие эпизоды (объяснить выбор).

    4. Творческий замысел автора и его осуществление (тема, идея, проблемы, поднимаемые автором; в чем особенности режиссерского замысла и отличие от книги ).

    5. Особенности жанра и композиции.

    6. Оценка мастерства изображения героев, игры актеров.

    7. Проблематика произведения, его актуальность и  значение.

    8. Писательские приемы, режиссерские находки (творческие интерпретации, впечатления от оформления сцены, музыкального сопровождения, спецэффектов).

    9. Средства выражения авторского, режиссерского замысла.

    10. Личные впечатления рецензента (должны  прослеживаться на протяжении всей работы; совпали ли ваши ожидания с прочитанным, увиденным). Ещё один вариант плана написания рецензии: 

    1) Какое общее впечатление от спектакля? Совпали ли ваши предыдущие представления о персонажах с теми, которые вы получили от игры актеров?

    2) Как актерский ансамбль сумел передать основную тему и идею пьесы?

    3) Кто из актеров наиболее убедительно, оригинально сыграл свою роль? Если вы видели этого актера в другом амплуа, то что, на ваш взгляд, ему больше импонирует?

    4) Что показалось не очень сценичным, тусклым в сыгранных действиях комедии?

    5) Чего больше – трагического или комического – вы увидели на сцене?

    6) Если раньше видели этот спектакль в исполнении актеров другого театра, в постановке другого режиссера и других исполнителей, то сравните игру.

    7) Как сценическая обстановка (костюмы, декорации, свет, бутафория), музыка помогают усиливать впечатления от спектакля?

    8) Спектакль в целом – удача актерского коллектива и режиссера.

    Обратите внимание!

    Необходимо  различать такие жанры сочинения, как рецензия и отзыв.

    Отзыв – впечатление, которое произвели книга, фильм, спектакль. В отзыве высказывается мнение о сюжете и героях произведения, но отсутствуют детали разбора.

    Рецензия – критический отзыв о книге, фильме, спектакле, содержащий анализ и развернутую оценку, основанную на личных впечатлениях. В рецензии выражается свое отношение, анализируются достоинства и недостатки произведения, особенности композиции, авторские приемы изображения героев и событий, прослеживаются особенности жанра, конфликта, речи и т.п.

    Отзыв

    Рецензия

    Особенности

    жанра

    Развернутое высказы­вание эмоциональ­но-оценочного харак­тера о произведении искусства, содержа­щее мнение и аргумен­тацию пишущего от­зыв

    Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе кото­рого — анализ художест­венного произведения в единстве его содержания и формы

    Цель

    Поделиться впечатле­нием о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, уча­ствовать в обсужде­нии

    1) Дать аргументирован­ное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

    2) То же, что в отзыве

    Особенности  подхода

    Автор отзыва объяс­няет свой интерес к произведению личны­ми пристрастиями, а также общественной значимостью подня­тых в произведении проблем, их актуаль­ностью.

    Система аргумента­ции основана на лич­ном читательском опыте, вкусе и пред­почтениях.

    Литературные герои, как правило, рассмат­риваются как челове­ческие характеры, ти­пы; дается оценка с морально-этических, нравственных пози­ций, взаимоотноше­ний персонажей, их поведения. Вывод от­ражает жизненную позицию автора сочи­нения, его личност­ные качества, отно­шение к тем или иным сторонам жиз­ни, нашедшим вопло­щение в литератур­ном произведении

    В рецензии преобладает не эмоционально-субъектив­ная (понравилось — не по­нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследова­тель. Предметом исследова­ния является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персо­нажей, язык и т. д.).

    Самостоятельность мышле­ния автора рецензии опреде­ляется не столько формой высказывания («я ду­маю...», «по моему мне­нию...»), сколько индивиду­альностью стиля, глубиной суждений, свободой ассоци­аций, убедительностью ар­гументов.

    Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особен­ности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический ха­рактер, а может тяготеть к жанру эссе, литературовед­ческой статье

    Построение

    I. Повествование о чи­тательских пристрас­тиях автора сочине­ния, истории его зна­комства с данным произведением, про­цессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулирует­ся оценка прочитан­ного.

    II. Рассуждение, в ко­тором обосновывает­ся, аргументируется высказанная оценка:

    1) важность затрону­той автором темы и поднятых в произве­дении проблем;

    2) обзор (не пересказ!) изображенных авто­ром событий, наибо­лее важные эпизоды;

    3) оценка поведения персонажей, их учас­тия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

    4) итог рассуждения (мысли и чувства ав­тора сочинения в свя­зи с прочитанным).

    III. Обобщение, в ко­тором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведе­ниями того же автора, высказывается наме­рение продолжить знакомство с его твор­чеством, содержится обращение к потенци­альным читателям и т. п.

    I. Обоснование повода для рецензирования (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, твор­чество автора — заметное явление литературы, поле­мика вокруг творчества ав­тора, актуальность пробле­матики произведения, юби­лей автора и т. д.). Максимально точное указа­ние на 1-е издание произве­дения. Тезис-предположе­ние об историко-культур­ной ценности исследуемого текста.

    II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.

    1) Анализ названия (семан­тика, аллюзии, ассоциации).

    2) Способ организации по­вествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и др.), другие композиционные особенности и их художест­венная роль. 3) Характеристика проблема­тики, художественного конф­ликта и его движения в раз­витии сюжета.

    4) Авторский подбор систе­мы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания ха­рактеров.

    5) Другие средства выраже­ния авторской позиции (ав­торская характеристика, ли­рические отступления, пей­заж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности автор­ского стиля и метода. III. Вывод о художествен­ных достоинствах исследуе­мого текста и его значимос­ти для литературного про­цесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.

    Конец формы

    studfiles.net


    Смотрите также