Как правильно написать курсовую


Как написать курсовую на «отлично»: 25 шагов к пятёрке

Одна из целей высшего образования – научить студента самостоятельно мыслить и привить ему навыки научной работы. Поэтому на каждом курсе (в некоторых вузах исключение даётся первокурсникам) пишется небольшая научная работа. Она так и называется – курсовая. И это вовсе не «большой реферат», как думают некоторые студиозусы.

Вы уверены, что знаете, как правильно писать курсовую работу? В этой статье мы дадим вам чёткий мануал по написанию курсовой, претендующей на «отлично»!

Подготовительный этап

  1. Выбор преподавателя. Именно с этого шага начинается написание курсовой, которую вы собираетесь защитить на «отлично». Во-первых, у каждого преподавателя – свой круг интересов, от которых зависят темы курсовых и дипломов. Во-вторых, преподы различаются по характеру и уровню г-нистости. Если ваш научный руководитель – тот ещё козёл, то написать курсовую на «отлично» практически нереально. Но козлы, как правило, достаются тем, кто пришёл на кафедру за темой к шапочному разбору.

Так что озаботьтесь выбором научрука как можно раньше. Подробней о том, как правильно подойти к этому вопросу, читайте в статье «Как выбрать научного руководителя».

  1. Выбор темы. Выбор студенту предоставляется не всегда, но кое-что тут можно сделать. Для начала, как мы уже сказали, надо правильно выбрать научного руководителя – из тех преподавателей, чьи темы курсовых вам наиболее близки. Затем – обсудить с преподавателем круг тем, которые можно взять для курсача.

Если вы придёте к научному руководителю не за неделю до защиты, а в начале учебного года (или хотя бы в начале второго семестра) и продемонстрируете свой искренний интерес, адекватность и мозговитость, нормальный препод рассмотрит с вами несколько вариатов. Лучше всего взять у преподавателя несколько тем и тайм-аут на недельку – чтобы проанализировать информацию и подумать, какая проще, сложнее, интересней. Хотя бы для того, чтобы потом не мучиться вопросом, «как писать курсовую на эту шизанутую тему»!

Учтите, что курсовики, которые пишутся на 3 – 4 курсе, обычно становятся главами дипломной работы. Так что мыслите перспективно! Самые умные студенты уже на первом-втором курсе тему курсовой выбирают с прицелом на диплом.

  1. Изучение общей информации. Энциклопедии, учебники, словари, обзорные статьи в интернете (ну или как минимум Википедия) позволят вам в общих чертах понять, о чём будет курсовая.

Не стоит игнорировать этот этап, иначе составить внятный план будет непросто. Но и зарываться в материалы по уши пока не стоит – возможно, преподаватель внесёт исправления в ваш план, потребует сделать акцент на одни вопросы и опустить другие.

  1. Составление плана. Когда вы получите общее представление о теме курсовой работы, приступайте к составлению плана. Точнее, плана должно быть два: краткий и тезисный. Сначала составьте краткий план написания курсовой работы, обсудите его с преподавателем. Затем распишите план в тезисах: к каждому параграфу – по абзацу или хотя бы по предложению: о чём вы собираетесь писать, какой вопрос будете раскрывать. И снова – к любимому научруку. Лучше пять раз переписать план, чем один раз переписывать всю курсовую работу!
  1. Составление списка литературы. Большинство преподавателей подсказывают основные труды, на которые нужно опираться при написании курсовой (это ещё один повод прийти на консультацию, а не сразу вручать научному руководителю готовую курсовую).

Но, как правило, книг, которые посоветовал преподаватель, недостаточно. Студент должен сам провести работу по поиску подходящей литературы. Список учебников и энциклопедий не прокатит (хотя их тоже можно указать), в списке должны быть исследования – статьи в научных журналах и сборниках, монографии.

На некоторых кафедрах требуют, чтобы список литературы включал труды на иностранных языках. Не пытайтесь тупо вставить в список сотню иностранных названий, содрав их из примечаний к какой-нибудь монографии – лучше несколько книг и статей, но тех, что вы точно можете хотя бы пролистать. Преподаватели – не лопухи. Вас вполне могут спросить: «А где вы, голубчик, разыскали это раритетное издание на итальянском, на которое ссылается Петрунькин-Разумовский? И какого же цвета обложечка?».

  1. Поиск источников. Этот пункт требуется не на всех факультетах, но на некоторых – обязателен. Например, историки в качестве источников используют летописи, хроники, мемуары, дипломатические документы, архивные материалы. Философы берут сочинения мозговитых представителей древности и современности – от Аристотеля и Канта до Сартра и Кьеркегора. Юристы оперируют источниками права – законами, указами, конституциями, материалами судебной практики. Филологи – художественными текстами.

Не путайте источники с литературой! При оформлении курсовой они выделяются отдельно.

Если в требования написания курсовой по вашей специальности входят источники, а вы ограничились только монографиями и статьями исследователей – вы не то что «отлично» не получите, но и на «удовлетворительно» можете не рассчитывать.

  1. Нужно ли писать практическую часть, делать расчёты и чертежи? Обязательно выясните этот вопрос на первых же консультациях. Не на всех факультетах есть это требование, но уж если есть – то эта часть, как правило, самая важная. И самая проблемная.

Особенно много проблем возникает при написании практической части у будущих педагогов, психологов, юристов, экономистов, менеджеров. Практическую нужно писать на основе проведения экспериментов, опросов или практики на конкретном предприятии. Вот засада! За один день трудно даже провести необходимые мероприятия, а ведь ещё надо договориться с руководством объекта.

Памятка студентам, которые используют услуги по написанию курсовых: если хотите реальную практическую часть, заказывайте работу пораньше. Студлансер может написать теорию и за три дня, и даже за день, а вот практическую часть за ночь не сляпаешь.

  1. Особые требования кафедры и преподавателя. В каждой избушке – свои погремушки. Обязательно выясните, есть ли у вашего научного руководителя особые требования к написанию курсовой работы. Сколько студентов, притащив преподавателю готовый курсач, с офигением узнают о том, что не учли «самое важное»!

Сбор материалов

  1. Стратегия поиска материалов. Итак, план утверждён, кое-что из литературы преподаватель вам посоветовал. Что теперь – с головой в омут информации? Да там утонуть можно (или, наоборот, долго блуждать в поисках материалов по теме, на которую почти никто ничего не писал).

Сначала пересмотрите план и тезисы – чтобы представлять, какую информацию вам нужно найти. Затем проанализируйте список источников и литературы. Разделите его на части:

1) «флагманы», из которых вы сдерёте большую часть инфы;

2) вспомогательные материалы, из которых вы возьмёте пару цитат.

Желательно, чтобы «флагманов» было три – пять. Передрав главу чужой диссертации или скомпилировав пару статей, вы вряд ли получите вожделенный «пятак».

  1. Поиск материалов в интернете. Активная оцифровка книг, статей, диссертаций и источников привела к тому, что на львиную долю тем «флагманы» легко ищутся в сети. Даже, к примеру, такой бич студентов-историков, как источники по средневековью, вот уже лет пять как бичом не являются – энтузиасты выложили всё, что можно найти на русском плюс делают новые переводы.

Многие редкие книги, которые раньше студенты заказывали по МБА или ехали за ними в московские библиотеки, тоже сейчас есть в сети. Что и говорить, написание курсовых и дипломных работ благодаря интернету существенно упростилось… И усложнилось: ведь теперь нельзя просто переписать или перепечатать ксерокопии – нужно доводить текст до уникальности. Ведь то, что вы видите в открытом доступе – видит и преподаватель!

А теперь – палим фишку! Обратите внимание на диссертации, за которыми теперь не нужно ехать в диссертационный зал. Правда, большинство диссеров бесплатно не скачать. Но сумма невелика, а глава может стать отличным «флагманом». Причём уникальность будет стопроцентной – ведь в открытом доступе такого материала нет. Заодно и выводы можно того… сприватизировать…

  1. Работа в библиотеках и архивах. Увы, не все книги и журналы можно найти в сети. Например, из-за борьбы с пиратством некоторые новые книги можно только купить. А старые могут быть пока неоцифрованы. И, конечно, «добрый» препод обязательно потребует, чтобы именно эти материалы попали в вашу курсовую.

Так что не забывайте о существовании вузовских, областных и общероссийских библиотек – они, как ни странно, ещё работают. И основные их посетители – студенты.

А некоторым студентам приходится ещё и рыться в архивах, подшивках старых газет… Эта участь может постигнуть, к примеру, будущего историка (особенно на кафедре краеведения), журналиста, юриста. Если вы – из таких бедолаг, и уже присматриваетесь к ценам на написание курсовых работ на заказ, не затягивайте с решением: студлансеру ведь придётся рыться вместо вас в этих архивах. Такие работы за три дня не пишутся.

  1. Перевод иностранных материалов. Ваш преподаватель считает, что курсовик отличника должен содержать ссылки на иностранные книги и статьи? Зверюга, что тут скажешь. Хорошо, что переводы нужных страниц можно спокойно заказать у профессионалов, например, на Студлансе. Дорого? Ну, тогда придётся поработать самому: хотя бы в целом понять, о чём речь в тексте и выделить те абзацы, которые нужно перевести. Это сократит ваши расходы в 5 – 10 раз.

Если же вы вообще не понимаете, чего там накарябано, и даже не знаете, какие страницы содержат полезную информацию? Понятно, что перевод целой книги обойдётся в неподъёмную сумму. Поэтому закажите анализ книги с выделением самых важных мыслей по вашей теме.

Палим ещё одну фишку! Если слизать из буржунета ещё не переведённый материал по вашей теме, можно не париться с уникальностью. Это супер-«флагман»! Главное – найти. Некоторые студенты покупают где-нибудь на Амазоне книги по своей теме на иностранных языках (те, что не найти в свободном доступе) и радуют преподавателя ну просто гениальными курсовыми. Риск спалиться – минимален. Ну только если препод тоже купил такую книгу…

Написание

  1. Структурирование и компилирование материала. Итак, материал собран. Теперь его нужно рассовать по главам и параграфам. Этот этап кажется простым, но есть тут и свои подводные камни. Некоторые студенты, особенно на младших курсах, считают, что чем больше инфы – тем лучше. В результате в курсовой вместо 25 – 40 страниц оказывается больше сотни.

Нет, господа студенты, это ошибочный подход. От вас требуется вычленить главное: как говорится, самою мякотку. Материал, который попадёт в вашу курсовую, должен подкреплять ваши личные выводы.

И ещё один момент: компилируйте с умом. Преподаватель, скорее всего, наизусть знает все ваши «флагманы». Поэтому не сдирайте информацию страницами. Тасуйте материалы. Лучше даже не абзацами передирать, а складывать мозаику из предложений – оттуда фразочку, отсюда кусочек…

  1. Сноски. Не стоит оставлять процедуру проставления сносок на последний момент – можно запутаться, да и времени будет потрачено немало. Лучше ставить сноски сразу: взяли из книги или статьи кусочек текста – поставили сноску. Кстати, рекомендуем почитать статью о том, зачем нужны сноски.
  1. Уникализация текста. Благодаря интернету найти информацию для написания курсовых и дипломных работ стало проще, но спалиться с плагиатом теперь – как нефиг делать. Большинство преподавателей требуют теперь работу не только в распечатанном, но и в электронном виде – чтобы прогнать через системы антиплагиата. Так что после того, как вы там накомпилировали, приступайте к уникализации текста (как это делать – читайте в статье «Как обойти антиплагиат: 5 стратегий борьбы»).

Стандартные требования – 70% уникальности (30% неуника – на цитаты и терминологию). Но у преподавателя могут быть и личные требования к уникальности, которые нужно учитывать.

  1. Выводы, личное мнение. Большинство студентов пишет курсовые так же, как рефераты. То ест получается просто большой такой реферат-компиляция, а ведь курсовая – это маленькая научная работа. Поэтому тот, кто хочет написать курсовую на «отлично», должен шевелить мозгами, размышлять, анализировать материал. Каждый параграф и каждая глава завершаются личным выводом по теме. Можно и даже нужно дискутировать с авторами, которые уже что-то написали по вашей теме (в пределах адекватности, разумеется).

Вообще чем самостоятельнее выводы, чем оригинальней курсовая работа – тем выше шанс получить «отлично». И даже поехать с ней на какую-нибудь научную конференцию.

  1. Предоставление черновика преподавателю и внесение правок. Лучше сдавать работу частями: главами, а то и параграфами. Во-первых, препод видит, что вы работаете. Во-вторых, вы вовремя можете изменить курс, если напортачили. Этот пункт может повторяться многократно. Хотя некоторые преподаватели не любят, чтобы их слишком уж доставали, большинство приветствуют студенческую активность.

Запишите на лбу! Работу, сразу предоставленную в готовом виде, научрук завалит в 99,9% случаев. Если только он не совсем пофигист. Хотя бы из вредности – что это вы, голубчик, ни разу на консультацию не явились? Не уважаешь, падла?!

Написание практической части

Эти шаги могут не понадобиться – если вы учитесь на факультете, где курсовые пишутся без практической части. Если же практическая часть обязательна, мотайте на ус.

  1. Договорённости с предприятием, на котором вы будете проводить практические мероприятия. Это может быть школа, если вы педагог или психолог, отель – если вы студент «Гостиничного сервиса и туризма», завод – если вы экономист и т. д. Естественники работают в лабораториях. Студентам, постигающим точные науки, тоже могут потребоваться испытания в лабораторных условиях.

В любом случае, надо сначала договориться о визите и практической работе на объекте. Если сразу явиться и сказать «Здравствуйте, я ваша тётя!», вас могут послать очень далеко. И не рассчитывайте, что вам сразу предоставят возможность заниматься своими научными изысканиями – скорее всего, назначат дату, удобную руководству или куратору.

  1. Подготовка комплекса практических мероприятий. Прежде чем направляться на объект, подготовьте план практических мероприятий, экспериментов или вопросов к руководству. Причём крайне желательно, чтобы научный руководитель всё это утвердил. Вы ведь не хотите проводить практические изыскания во второй раз?
  1. Сбор материалов. Ну вот, пришло время немного помучить «подопытных». Или же провести эксперименты в лаборатории. Приступайте! Старайтесь всё делать на совесть, чтобы не пришлось самому мучиться ещё разок-другой-третий.

Некоторые студенты собирают информацию для практической части «от балды». Стратегия распространённая, но тем, кто собирается написать курсовик на «отлично», придерживаться её не следует.

  1. Обработка материалов. На этом этапе вы обрабатываете всё, что раздобыли на объекте, где проводили практические эксперименты, опросы или другую научную/околонаучную работу. Теперь пора всё это подсчитать, составить графики, таблицы, чертежи или, возможно, накарябать бизнес-план с рекомендациями…

Самое главное: выводы в практической части должны подтверждать вашу гипотезу, выдвинутую во введении. Не злоупотребляйте подгонкой данных… Хотя, будем откровенны, иногда без этого не обойтись. Старайтесь, чтобы всё выглядело правдоподобно (как говорится, честный человек – тот, кто не попадается). Но лучше, конечно, не мухлевать.

Завершающий этап написания курсовой

  1. Введение и заключение. Да, эти части курсовой пишутся последними. С заключением понятно – это выводы. А почему введение тоже следует писать в самом конце? А потому, что во время написания курсовой (и особенно в процессе работы над практической частью) ваша гипотеза может быть опровергнута. В этом случае вы выдвинете новую гипотезу, соответствующую выводам Да, это, строго говоря мухлёж, но мухлёж узаконенный.

Цели, задачи – всё должно увязываться с выводами в заключении. Поэтому эти две части курсовой, её «обрамление», пишутся параллельно. Поскольку курсовая может перекраиваться несколько раз, нет смысла сразу писать введение.

Интересно, что для большинства студентов введение и заключение – самые тяжёлые куски работы, тогда как для профессиональных студлансеров – самые лёгкие. Почему? Потому, что клепаются по шаблону!

Это шаблонизированные части курсовой, которые даже не столько пишутся, сколько составляются согласно чётким требованиям, представляющим собой облегчённые требования к введению и заключению диплома, диссертации. Разобравшись в этом шаблоне на младших курсах, вы облегчите себе процесс написания дипломной работы. 

  1. Оформление. Нужно выяснить не только правила оформления титульного листа, но и множество других нюансов: как оформлять таблицы, формулы, приложения и т. п. Большинство правил распространяется на все вузы, но свои заморочки с оформлением отдельных частей работы могут быть и на отдельно взятой кафедре.
  1. Список литературы, сноски, оглавление, приложения, нумерация. Теперь аккуратно расставляем книги и статьи по алфавиту (по фамилиям), учитывая требования оформления. Источники обычно выделяются отдельно (и могут делиться на группы). Чтобы не мучиться с нумерацией, используйте автоматические списки в «Ворде».

Не забывайте: инициалы отделяются пробелами! Распространённая ошибка. Неправильно: Иванов И.И. Правильно: Иванов И. И.

Что касается сносок, то мы уже говорили – не оставляйте их проставление напоследок.

Приложения выносим в конец работы (эти страницы не нумеруются). Не забываем про оглавление. Создаём титульный лист. Почти готово!

  1. Вычитка, проверка сносок. Чем меньше ошибок и опечаток будет в курсовой – тем благосклонней к вам будет преподаватель. В серьёзной работе, претендующей на высокую оценку, ошибки недопустимы.

Вот и всё… почти. Потому что оценка за курсовую, особенно на старших курсах, ставится по результатам защиты. Но это уже тема отдельной статьи – как защитить курсовую на пять баллов. Впрочем, если вы добросовестно выполнили эти 25 пунктов, пятёрка уже почти у вас в кармане – на 90%.

А проще можно?

Можно. Если эти 25 шагов на пути к отличной курсовой кажутся вам слишком сложными, закажите работу студлансеру. Но учтите: если вы претендуете на высокую оценку, самому всё равно придётся хоть немного, но потрудиться. Даже если вы заказываете курсовую студлансеру, постарайтесь выполнить первые 8 шагов.

Кроме того, для получения высокой оценки придётся несколько раз заглянуть к научному руководителю с черновым вариантом. Рекомендуем познакомиться с советами, как правильно заказать курсовую, чтобы получить отличный результат!

studlance.ru

Как написать хорошую курсовую работу

1

КАК НАПИСАТЬ ХОРОШУЮ КУРСОВУЮ РАБОТУ

Е. Э. Васильева

Вместо введения

Идея написать этот материал возникла у меня после того, как мне в руки попала книга Умберто Эко под названием «Как написать дипломную работу». Оказалось, что знаменитый автор таких книг, как «Имя розы», «Баудолино», «Маятник Фуко» хорошо разбирается не только в истории Средневековья, но и в проблемах студентов, эту историю изучающих. Мне показалось, что в этой книге есть много интересного и полезного и для студентов экономического факультета, но поскольку адресована она была итальянцам вообще и историкам в частности, в ней одновременно было много непонятного и даже лишнего с точки зрения отечественного читателя. Поэтому я, взяв на вооружение общую идею и структуру книги Эко, написала нечто подобное с учетом наших требований и специфики подготовки студентов-экономистов,выбрав в качестве целевой аудитории тех из них, которые пришли в университет с серьезными намерениями, чтобы действительночему-нибудьучиться.

Итак, ВНИМАНИЕ!

Если вы поступили в университет, чтобы потусоваться в приятной компании, показать окружающим свои сногсшибательные наряды, избежать трудностей армейской службы – эти советы НЕ ДЛЯ ВАС. Они не для тех, кто учится из-подпалки и высшим достижением считает получение нужных оценок путем уговора или обмана преподавателя.

Эти советы ДЛЯ ТЕХ, кто хотел бы выйти из стен университета действительно образованным человеком и хорошим специалистом, вполне конкурентоспособным на рынке экономических и других профессий.

Эти советы могут пригодиться и тем, кто разочаровался в будущей профессии экономиста или менеджера, но все-такихотел бы получить добротное высшее образование – на всякий случай или чтобы не огорчать родителей.

Если вам никто не объяснял, зачем нужна курсовая работа, какие к ней предъявляются требования, с чего начать, и вообще, как искать нужные книги и другие материалы и работать с ними – эти советы ДЛЯ ВАС.

Вы сможете также узнать:

как избежать плагиата,

как правильно строить отношения с научным руководителем,

как подготовиться к защите курсовой работы

и многое другое (о чем чаще всего, к сожалению, не принято писать в книгах).

2

Кроме того, многие из советов пригодится вам при написании ВЫПУСКНОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ и даже МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.

1. Что такое курсовая работа и зачем она нужна?

Как бы ни сложилась в дальнейшем ваша судьба и профессиональная карьера, в будущем от вас потребуется, как минимум, уметь обнаруживать и точно формулировать проблемы, грамотно их решать и внятно излагать свои выводы (например, в аналитических записках, которые вас заставит писать ваше начальство). Научиться этому можно, добросовестно выполняя курсовые работы.

Кроме того, на нашем факультете получение диплома о высшем образовании предполагает написание и защиту выпускной (дипломной) работы, а это уже гораздо более серьезное дело. Вы должны научиться: 1) выбрать и четко сформулировать тему; 2) собрать подходящий материал; 3) отсортировать и логически систематизировать собранный материал; 4) написать понятный текст с соблюдением общепринятых правил и стандартов оформления. Кроме того, вам придется кратко и уверенно изложить полученные результаты и ответить на уточняющие вопросы в присутствии большого числа людей, часть которых – члены государственной экзаменационной комиссии. Однако если в течение всей предыдущей учебы вы серьезно относились к написанию и защите курсовых работ, вам нечего бояться, потому что все необходимые навыки у вас уже есть.

Итак, по общепринятому определению, курсовая работа – это вид учебной работы студента с элементами самостоятельного научного исследования. Она нацелена на формирование умения искать и осмысливать нужную информацию, выходящую за рамки списка обязательной литературы, а также грамотно и четко излагать полученные результаты.

2.Алгоритм написания курсовой работы: что делать и с чего начать

Обычно алгоритм написания курсовой работы включает в себя:

Выбор темы.

Составление плана.

Сбор материала.

Написание предварительного варианта текста.

Внесение необходимых дополнений и изменений.

Оформление текста.

3

Начать, безусловно, нужно свыбора темы. При этом следует руководствоваться некоторыми правилами:

Тема должна быть по возможности интереснойлично для вас. Работа над абсолютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы. Для выбора темы можно пользоваться примерной тематикой курсовых работ, имеющейся на любой кафедре. В последнее время, пытаясь решить проблему повального «скачивания», сканирования или покупки курсовых работ, некоторые преподаватели дают студентам темы в индивидуальной формулировке или конкретные проблемы для исследования. В этом нет ничего страшного, т.к. среди таких тем и вопросов всегда найдется то, что заинтересует именно вас. В конце концов, во «взрослой» жизни вам постоянно придется делать то, что вы должны, а не то, что хочется. Например, члены университетских кафедр постоянно выполняют научные исследования по темам, которые они сами не выбирают, но в этих заданных рамках всегда можно найтичто-тоболее близкое.

По данной теме должно быть написанодостаточное количество книг и статей. Поэтому лучше всего вначале взять несколько понравившихся тем, а затем, ознакомившись с библиотечными каталогами или информацией из Интернета, окончательно выбрать одну из них.

Имеющаяся по данной теме литература должна быть достаточнопонятной для вас, то есть она должна быть написана не слишком сложным языком. Впрочем, здесь все зависит от ваших интеллектуальных усилий, а научиться читать серьезные научные тексты можно только одним путем – вновь и вновь беря в руки неподдающуюся книгу. И тогда вкакой-томомент неожиданно для себя вы поймете, что читаете ее легко и понимаете абсолютно все.

Поставленная задача должна быть для васпосильной. Формулируя тему, вы тем самым делаете заявку на определенный результат. Если вам не удастся наполнить содержание нужной «начинкой», ваша работа окажется совершенно напрасной.

Таким образом, при написании курсовой работы важно избегать как слишком широких, так и чересчур узких тем. В первом случае вы берете на себя непосильную задачу, рискуя не уложиться в положенные сроки и стандартные объемы текста, а во втором – вам, скорее всего, не удастся найти нужного количества источников (в списке литературы их должно быть не менее десяти). Однако более узкая формулировка темы все же предпочтительнее широкой, потому что качество содержания курсовой работы ценится значительно выше, чем количество заполненных текстом страниц.

Есть еще один важный момент. Многие выбирают темы курсовых работ таким образом, чтобы на выпускном курсе получить фактически готовый текст, который нуждается в чисто «косметической» доработке. У

4

такого подхода есть свои плюсы и минусы. Плюсы очевидны: без особого труда подготовить дипломную работу – большое дело для студентавыпускника, как правило, обремененного если не семьей, то работой. Но здесь вас могут подстерегать некоторые ловушки. Во-первых,нет гарантий, что вам удастся написать все курсовые и дипломную работы под руководством одного и того же преподавателя. Это означает, что каждый «кусок» будет написан в соответствии с пониманием и требованиями конкретного человека, и эти «куски» могут оказаться совершенно несовместимыми.Во-вторых,вам может просто надоесть тема, выбранная «на заре туманной юности», или она утратит для вас практическую значимость (к примеру, ваши потенциальные работодатели хотели бы, чтобы вы выполнили другое исследование). Выбирая для написания курсовых работ разные темы, вы можете неожиданно для себя увлечьсячем-тоиным, что впоследствии сыграет решающую роль в вашей научной или профессиональной карьере. Именно поэтому, как уже говорилось, не стоит сопротивляться, если научный руководитель сам дает вам тему или предлагает решить конкретную задачу.

Следующим важнейшим пунктом выполнения курсовой работы являетсясоставление плана. Продуманный и четкий план избавит вас от лишней работы, направляя в определенное русло и удерживая от попыток включить в текст абсолютно все, что вы найдете по изучаемой проблеме. Кроме того, он позволит вам спланировать график написания работы. В идеале, что, к сожалению, на практике встречается редко, если защита курсовых работ запланирована наапрель-май(как это обычно и бывает), встретиться с научным руководителем и обсудить с ним возможную тему вашей работы нужно уже в начале учебного года. После этого можно без лишней спешки ознакомиться с литературой (пока лишь поверхностно) и, уточнив формулировку темы, составить приблизительный план курсовой работы. Этот план в дальнейшем можно скорректировать и даже изменить, но в любом случае он послужит вам хорошим ориентиром. В реальной жизни все описанные события происходят в гораздо более сжатые сроки, что создает множество проблем и снижает качество подготовленных к защите текстов.

План курсовой работы по сути дела является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Поэтому в нем должны быть четко выделены основные разделы и подразделы, которые, в свою очередь, могут делиться на более мелкие части (см. образец на с.21). Этих цифр очень удобно придерживаться во время работы с литературой, отмечая ими соответствующие выписки, ксерокопированные или скачанные из Интернета «куски».

В соответствии со стандартными требованиями курсовая работа должна включать введение, основную часть и заключение.

Во введении необходимо:

показать актуальность выбранной темы и степень ее научной разработанности,

5

объяснить, почему вы выбрали именно эту тему,

сформулировать цели и задачи исследования,

перечислить основные литературные и информационные источники

и методы исследования.

При этом важно помнить, что формулировка цели исследования должна совпадать с названием темы работы, а формулировка задач – с названиями соответствующих разделов и подразделов.

Основная часть курсовой работы представляет собой развернутое изложение полученных результатов. Обычно она включает3-4раздела, которые, в свою очередь, могут делиться на нужное количество подразделов. Важно помнить, что в готовом виде полный текст курсовой работыне должен превышать 20-25страниц, напечатанных14-ымразмером шрифта (как правило,Times New Roman) с полуторным межстрочным интервалом.

По традиции первый раздел курсовой работы принято посвящать общетеоретическим аспектам выбранной темы. Здесь раскрывается суть проблемы, показывается ее место в экономической теории и практике, дается критический обзор существующих подходов к ее исследованию.

Во втором разделе обычно рассматривается практическая сторона изучаемого вопроса, включая возможные трудности и недоработки в данной области.

Третий раздел принято посвящать формулировке рекомендаций по решению исследуемой проблемы, по возможности применительно к условиям нашей страны (в зависимости от темы).

При составлении плана основной части курсовой работы следует руководствоваться следующими правилами:

Каждый раздел должен включать не менее двух подразделов. Каждый последующий раздел должен быть логически увязан с предыдущим как по названию, так и по содержанию.

Содержание данного раздела должно полностью соответствовать его названию. Нельзя допускать совпадения названий разделов и подразделов друг другу и теме курсовой работы.

Названия разделов и подразделов должны состоять из одного предложения.

В заключении следует кратко изложить основные выводы по работе. Они не должны содержать ничего нового, о чем в работе не говорится. Удобнее всего компоновать заключение из готовых выводов, которые вы сформулировали, завершая соответствующие разделы работы. Этот подход очень пригодится вам при подготовке дипломной или магистерской работы.

С учетом того, что при защите курсовой работы на выступление вам дадут совсем немного времени (5-7минут), целесообразно ограничить свой докладозвучиванием введения и заключения. Следует также учесть, что, за исключением вашего научного руководителя, ни один из членов комиссии по защите курсовых работ не успеет прочитать ее полностью, но вполне сможет быстро пробежать глазами введение, заключение и список литературы. От полученного им впечатления во многом будет зависеть ваша итоговая

6

оценка. Все это говорит о том, что тексты введения и заключения должны быть доведены до совершенства.

Принято считать, что введение и заключение пишут, когда основной текст работы полностью готов. Что касается заключения, то это совершенно правильно (как только что было отмечено, его обычно компонуют из готовых кусков текста). Но этого нельзя сказать о введении, потому что в процессе работы в текст могут вноситься более или менее существенные изменения, и это потребовало бы постоянной переделки заранее написанного текста. Тем не менее, опытные люди советуют написать предварительный вариант введения до того, как вы приступите к написанию основного текста. Тем самым вы соберетесь с мыслями и сформулируете цели и задачи, которые вы перед собой ставите. Впоследствии вы, скорее всего, переделаете свой предварительный набросок, но свою положительную роль он сыграет.

Имея план работы, можно приступить ксбору материалов.

Источники по той или иной теме можно условно разделить на первичные (первоисточники) ивторичные (или критическую литературу). Например, если вашей темой являются экономические взгляды Джона Мейнарда Кейнса, то первоисточниками будут труды самого Кейнса, а вторичными источниками – работы всех тех авторов, которые писали о Кейнсе и его трудах. Это различие между источниками очень важно для грамотного цитирования: если вы берете высказывание Кейнса из работы о нем, то ссылаться нужно именно на эту работу, а не на первоисточник (которого вы, вероятнее всего, не видели в глаза). Особенно важно это помнить при цитировании из книг или статей на иностранном языке: часто в наших библиотеках, включая Национальную, их попросту нет, а получить электронную версию можно только за приличную плату, и вы попадете в глупое положение, сделав вид, что приводите цитату из первоисточника.

Строго говоря, первоисточниками не являются: 1) перевод; 2) хрестоматия; 3) пересказы других авторов, даже при условии добросовестного цитирования.

К вопросам правильного цитирования и оформления сносок мы вернемся позже, а теперь поговорим о том, как работать в БИБЛИОТЕКЕ.

Если вы имеете лишь смутное представление о выбранной теме, вначале вам следует ознакомиться со списком обязательной и дополнительной литературы, предложенной преподавателем учебной дисциплины, по которой вы собираетесь писать работу. На кафедрах имеются программы всех учебных дисциплин с указанием соответствующей литературы. Можно также попросить научного руководителя указать вам важнейшие источники.

Тем, кто предпочитает искать литературу самостоятельно, можно посоветовать начать свой поиск с энциклопедии, в которой после статьи о том или ином явлении всегда приводится список базовой литературы по этому вопросу.

7

Затем следует обратиться к библиотечному каталогу. Если вам известны фамилии авторов интересующих вас работ, то их можно найти валфавитном каталоге. Если же вы пренебрегли предыдущими советами, то поиск нужно начать ссистематического каталога. Получив на руки заказанную литературу, вы обнаружите там ссылки на другие научные труды, которыми вам тоже следует воспользоваться.

Помните, что поиск может затянуться, потому что: Нужные книги или статьи находятся у других читателей.

Их вообще нет в библиотеке, потому что их украли много лет назад. В выданных книгах или статьях нужные вам страницы окажутся вырванными.

В книгах или статьях с многообещающими названиями вы не найдете абсолютно ничего подходящего для вашей работы.

Работая в каталоге, обращайте внимание на год издания книги или статьи. Разумеется, если вы пишете курсовую работу по истории экономической мысли или экономической истории какой-либостраны, вы сможете найти много интересного и полезного и в изданиях, к примеру, двадцатилетней давности. Однако если ваша тема звучит актуально и современно, избегайте материалов, опубликованных в доперестроечные времена. Наоборот, вы должны стремиться ознакомиться с самыми свежими работами по вашей теме и использовать самые последние фактические и статистические данные.

Если мне приносят курсовую (или другую) работу, в которой статистика и литературные источники датированы позапрошлым или еще более отдаленным годом, я знаю, что эта работа была написана именно тогда и другим человеком. Сами понимаете, что бывает в таком случае…

По некоторым наукам существуют различные библиографические справочники и указатели, которые могут оказать существенную помощь в поиске нужной литературы. Однако не увлекайтесь. Лучше сосредоточиться на нескольких качественных и надежных источниках, чем читать всякую ерунду, по больше части списанную друг у друга. Конечно, неопытному студенту часто трудно разобраться, кто из авторов – мэтр, а кто – жалкий подражатель, и в этом случае выручить вас сможет все тот же научный руководитель.

Делая выписки или ксерокопии, не забывайте указывать точные библиографические сведения об источнике. Это пригодится вам для правильного оформления списка литературы. Например, мало указать:

Олейник А. Н. Институциональная экономика. Нужно обязательно записать: Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.:

ИНФРА-М, 2000. – 416 с. И это не занудство, а вполне разумная вещь: при оформлении дипломной работы, а тем более, магистерской диссертации, от вас потребуют соблюдения государственных стандартов(ГОСТ-ов),и лучше с самого начала приучить себя к порядку.

Особенно часто правила оформления списка литературы нарушаются, если речь идет о журнальных или газетных статьях. Многие ограничиваются

8

такой записью: Экономический журнал, 2000, №1-4или Белорусы и рынок, 15 ноября 1999 г.Это неправильно. Вам нужно обязательно указать фамилию и инициалы автора и название статьи. Например: Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. – 1995. – №3.

– С. 10-18. Если вы этого не сделаете, возникнет вопрос, что же послужило источником – весь номер журнала или вся газета?

То же самое относится к многотомным изданиям. Если вы напишете:

Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 2, 3, 4, 22, 24 – это будет большой ошибкой. Нужно писать так: Маркс К. Капитал. Т. 2. – Маркс К., Энгельс. Ф. Собр. соч. – М.: Политиздат, 1975. – Т. 24

Задача поиска нужных материалов значительно упрощается, если вы используете ИНТЕРНЕТ. Вам не нужно ехать в библиотеку, часами ждать заказанные книги (не будучи уверенным в том, что они действительно пригодятся), подолгу сидеть в холодных залах и стоять в очередях на ксерокопирование. Достаточно воспользоваться одной из известных поисковых систем и ввести ключевое слово, чтобы на вас обрушились потоки информации, из которых вы должны научиться вылавливать то, что вам действительно нужно. Кстати, исчерпывающие сведения об источниках информации для экономистов можно найти на страничке нашего факультета на сайте БГУ.

Материалы, позаимствованные из Интернета, тоже необходимо указывать в списке литературы. Но здесь мало просто указать адрес сайта, нужно указать полный адрес, по которому можно найти тот или иной материал. Например: Mundell, R. (1997) Optimum Currency Areas, http: //www.columbia.edu/~ram15/eOCATAviv4.html.

А теперь два совета для работы с Интернетом:

Избегайте “скачивания” готовых курсовых работ или рефератов. Как показывает мой преподавательский опыт, в Интернет и на диски попадают далеко не шедевры, и хорошую работу на их основе не сделаешь. Кроме того, многие из этих материалов уже настолько примелькались преподавателям, что установить их происхождение не составляет проблемы. Поэтому потрудитесь немного и постарайтесь написать хотьчто-тосамостоятельно.

Не компонуйте механически «куски» из разных источников: их авторы могут использовать разную терминологию и разные подходы, и ваш преподаватель обязательно спросит вас, почему в одном месте вы говорите, к примеру, о предельных издержках, а в другом – о маржинальных затратах (хотя это одно и то же). Не говоря уже о том, что вашему научному руководителю может попасть в руки несколько абсолютно одинаковых вариантов текста – это его, безусловно, позабавит, а у вас наверняка появятся проблемы.

Если вы собрали нужный материал, можно приступать к написанию текста курсовой работы. Речь идет именно онаписании, а не о

9

бездумном копировании с помощью всех известных средств современной техники или просто путем механического переписывания. Вы никогда не научитесь адекватно выражать свои мысли, если не будете пытаться это делать совершенно самостоятельно.

Начните с того, чтобы при сборе материалов переписывать дословно только самые важные положения известных ученых, которые вы потом включите в текст своей работы в качестве цитат. Все остальное можно и нужно конспектировать своими словами, не забывая, конечно же, помечать, где вы списывали дословно, а где – в той или иной степени перефразируя. Это позволит вам впоследствии избежать ошибок при цитировании.

Когда сбор материала закончен, прочитайте все, что у вас есть. Если вам что-тонепонятно, обратитесь за разъяснениями к научному руководителю. После этого приступайте к написанию текста. Как известно, самое трудное – начать. Посмотрите, как это делают уважаемые вами авторы, и попробуйте написать нечто в том же духе. Не отчаивайтесь, если сразу у вас ничего не получится. Утешайте себя рассуждениями типа «первый блин комом» и. т. п. Чтобы убедиться в том, что вы двигаетесь в нужном направлении, используйте научного руководителя в качестве «подопытного кролика», дав ему на пробу прочитать первую часть работы. Если он ее забракует, немедленно приступайте к переделке.

При написании текста любой работы очень важно определить для себя, кто ее потенциальный читатель. Это позволит выбрать правильный стиль изложения и избежать ненужных уточнений и формулировок. По большому счету курсовую работу подробно не читает никто, кроме научного руководителя, а вот дипломные и магистерские работы дают на рецензию совершенно посторонним людям. Поэтому лучше приучать себя заранее к мысли, что с вашей работой может ознакомиться как минимум несколько достаточно подготовленных людей.

Это не значит, что можно полностью опустить все базовые определения и пояснения. В разъяснении нуждается каждый термин, который является ключевым понятием темы вашего исследования, за исключением общеизвестных. Так, при написании курсовой работы по такой макроэкономической проблеме, как инфляция, определение самой макроэкономики давать не нужно, а вот инфляции – необходимо, не говоря уже о таких вещах, как сеньораж или инфляционный налог.

Что касается стиля изложения, то здесь полезно следовать таким общим рекомендациям:

Избегайте слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Они неудобоваримы не только в устной, но и в письменной речи. Если предложения все равно получаются слишком длинными, попытайтесь разделить их позже.

Помните, что абзац длиной более страницы позволителен разве что Льву Толстому, и даже в этом случае в процессе чтения такого

10

большого фрагмента очень легко потерять нить рассуждений. Делайте абзацы максимально короткими, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения.

Хотя курсовую работу можно считатьпо-настоящемунаучной с большой натяжкой, это не значит, что вы должны игнорировать общепринятые правила научной этики. Например, в отечественной практике нежелательно употреблять местоимение «я», вместо которого рекомендуется говорить «мы». К этой традиции можно относитьсяпо-разному,новсе-такисказанная студентом фраза типа «Я утверждаю» звучит крайне амбициозно. Поскольку местоимение «мы» тоже звучит достаточно загадочно (кто это – «мы с руководителем» или «мы с автором», у которого списали?), то лучше всего использовать безличные выражения вроде «можно сделать вывод», «в данном случае следует сказать», «нельзя согласиться с мнением» и т.д.

А теперь поговорим о цитировании.

Оно бывает двух видов: 1) приводится цитата из классика, которая затем подробно разбирается; 2) цитируются высказывания из вторичных источников в поддержку вашей точки зрения или с целью их критического анализа.

Количество цитат зависит от темы курсовой или другой работы. Если она посвящена исследованию научного вклада, к примеру, какогонибудь Нобелевского лауреата, совершенно очевидно, что без обильного цитирования вам не обойтись. Во всех других случаях считается, что цитировать нужно лишь тогда, когда иначе не скажешь или данная формулировка является самой исчерпывающей и яркой. Понятно, что любому начинающему все чужие высказывания могут показаться очень убедительными и глубокомысленными, но со временем формируется критический взгляд на вещи, позволяющий избегать ненужного цитирования.

Итак, существует несколько правил цитирования:

1. Выдержки, которые вы собираетесь подробно разобрать, по объему не должны превышать половину страницы. Если текст кажется вам исключительно важным, но его объем больше указанного, его лучше поместить в приложение. Например, если вы анализируете Закон Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях», целесообразно полный его текст дать в приложении, а в текст работы включить лишь несколько важнейших цитат.

2. Выдержки из критической литературы нужны только тогда, когда они подтверждают вашу точку зрения или формулируют новые положения, которые не нуждаются в перефразировании. Примером ненужного цитирования может быть:

Как отмечал Нобелевский лауреат Дж. Тобин, «все оказалось не так просто» [16; 37].

studfiles.net

Как написать и как правильно оформить курсовую работу

Курсовая работа – это репетиция главного проекта студенческого времени, дипломной работы. Поэтому и отнестись к ней нужно максимально ответственно. Если вы начнете писать свою курсовую на Новый год, она будет намного лучше тех, кто сел за нее в апреле. Но мало просто написать качественную работу, необходимо еще и отлично ее представить. Как правильно оформить курсовую работу, не забывая и о качестве содержания?

Лучше самому

Не стоит покупать готовую курсовую – очень многие фирмы недостаточно ответственно подходят к своим обязанностям, а в результате ваша работа оказывается компиляцией сканированных документов, части будут связаны между собой кое-как, а числовые данные в практической части вообще выдуманы из головы. И это еще в лучшем случае. В худшем вы получите компиляцию бредотекста из интернета со всеми последствиями (например, нулевой уникальностью, если ваш научный руководитель «продвинутый» и использует программу «Антиплагиат»). Некоторые научные руководители говорят, что видели курсовые работы с расчетами процентов, при которой в сумме процентов получается не 100, а намного больше (128, 135). Часто фирмы не знают, как правильно оформить курсовую работу с учетом специфики вашего ВУЗа, и вам приходится по многу раз переделывать. Так что делайте сами.

Последовательность в цене

Есть еще одна причина делать курсовую самому – некоторые работодатели спрашивают студента не только о теме дипломной работы, но и о теме курсовой. И если будущий работник дипломную писал на основе курсовой, это оказывается большим плюсом. Потому что доказывает способность последовательно работать над вопросом, а это серьезная проблема для многих молодых сотрудников. По небольшим частям решать проблему оказывается не так просто, как взять и авралом написать. Но если мы говорим о курсовой, то всегда можно отличить работу, которую писали 6 месяцев от той, на которую ушла неделя. И работодателю интереснее работник, который нашел силы трудиться над своей темой несколько месяцев.

Все по стандарту

Как правильно оформить курсовую работу, чтобы она благоприятно выглядела на защите? В каждой стране есть государственный стандарт для оформления, часто он называется ГОСТ. В его пределах тоже могут быть варианты для разных ВУЗов. Обычно на кафедре, где вы пишете курсовую, можно взять образец оформления курсовой. Текст должен выглядеть равномерно распределенным по странице, абзацы должны быть сделаны при помощи стандартных инструментов Word, а не вручную, тогда они будут единообразными.

Технология написания

Как правильно написать курсовую работу? Начните с прочтения большого количества литературы по своей теме, конспектируйте и держите конспекты в порядке. Затем составьте список источников (минимум 25, в работе претендующего на отличную оценку – от 35). После этого напишите практическую главу (пользуясь конспектом, который вы сделали в период накопления знаний), а затем «под нее» составьте теоретическую, тогда у вас не будет ничего лишнего в ней. Завершите написанием заключения и введения (именно в такой последовательности).

Какая ошибка чаще всего встречается в курсовых работах? Если студенты не знают, как правильно оформить курсовую работу, они нередко неправильно пишут должность и ученую степень руководителя. Не каждый доцент имеет кандидатскую степень, и не каждый доктор наук является профессором. Так что обсудите эту скользкую тему с вашим научным руководителем, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

fb.ru

Как написать курсовую быстро и правильно

Написание курсовых работ зачастую вызывает множество вопросов у студентов, особенно младших курсов. Сказывается отсутствие опыта в этом нелегком, на первый взгляд, деле. Но, если попытаться вникнуть в технологию процесса создания научной работы, то все может показаться не таким сложным.

Задаваясь вопросом о том, как написать курсовую работу, студент сталкивается с множеством дополнительных вопросов. Например, таких как: «Где взять материал для ее написания?», «Что именно нужно писать в работе?», «Каким образом ее оформить?», «Как написать курсовую очень быстро?».

На эти постоянные вопросы, конечно же, нет однозначного универсального ответа для каждого исследователя в отдельности.

Все зависит, прежде всего, от темы курсовой, ее цели и тех заданий, которые стоят перед исследователем проблемы.

Мы попытаемся разделить всю задачу на этапы и охарактеризовать их. А также описать, с какими проблемами сталкивается студент, и указать на ошибки.

Прежде всего, перед тем, как написать курсовую, нужно:

- четко определиться с темой;

- четко понимать, какую цель ставит перед собой исследователь;

- лаконично и однозначно сформулировать задания;

- понимать, что нужно сделать, чтобы достичь результата и отобразить впоследствии конкретные выводы.

Рассмотрим, какие ошибки при этом может допустить студент, что влечет за собой трудности:

1. Тема слишком обширная для того, чтобы отобразить все ее аспекты в рамках курсовой работы. Это встречается довольно часто. Не всегда, конечно, студент сам волен формулировать и предлагать тему, однако, предложенные руководителем направления всегда могут быть откорректированы, и нет ничего страшного в том, если сам исследователь предложит научному руководителю сузить поле исследования, возможно, как-то интерпретировать. Это значительно облегчит работу, и такой путь будет верным.

Допустим: тема «Информационные жанры тележурналистики» - не совсем правильно сформулирована, она очень широка, и студенту придется перевернуть горы литературы перед тем, как написать курсовую, причем, что конкретно ему писать, он так и не сможет определиться. Легче ориентироваться в теме, если она будет с уточнениями: «Особенности создания телевизионного репортажа как одного из основных информационных жанров».

2. Цель не гармонирует с темой, цель сформулирована не точно, цель сформулирована так, что заведомо понятно, что она недостижима в рамках курсовой. То есть, формулируя цель, необходимо помнить, что она должна соответствовать заявленной теме, четко отображать намерения и быть реальной.

3. Заданий не должно быть много, простое их перечисление в красивом научном стиле еще не означает, что их действительно можно реализовать в курсовой. Заданий может быть 3-4, но их выполнение действительно должно иметь место в работе, а не только лишь в отчете в выводах о том, что они выполнены.

Далее следует написание самого текста курсовой, и это, пожалуй, уже более творческий процесс, чем подготовительный этап. На этот момент исследователь уже должен без колебаний представлять, как написать курсовую, поскольку объект, предмет, цель, содержание известны и утверждены руководителем.

Ошибки на этапе написания курсовых:

  1. Стремление «объять необъятное», море информации поместить на 25-30 страницах машинописного текста, учитывая еще список литературы, введение и выводы. Необязательно цитировать все и всех, кто ранее уже писал о проблеме. Достаточно упомянуть авторитетных исследователей Вашей тематики и очень лаконично обозначить, в чем была его особенность, новшество, что такого отличительного сказал тот или иной автор.
  2. Отсутствует ориентация на объект исследования. Нужно стараться обсуждать тему не вообще обо всем понемногу, а конкретно ссылаясь на примеры. Допустим, если это описание жанра репортажа, то не о том, каким он должен быть вообще, а желательно приводить позитивные и негативные примеры, систематизировать качественные характеристики, аргументировать их.
  3. Желание все сделать самостоятельно и очень быстро, не прислушиваясь к советам руководителя (no comments).

Последний этап сводится к проверке, правильному оформлению всех структурных компонентов научной работы. Выводы должны быть очень краткими и понятными, четко отображать результат проделанной работы и не вызывать сомнений, дискуссионные моменты стоит обосновать.

Соблюдая приведенные рекомендации, вопрос о том, как написать курсовую, покажется не таким сложным и скучным.

Творческих и профессиональных достижений Вам, молодые исследователи!

fb.ru


Смотрите также